Мифы о китайской строительной технике: правда или ложь? Разбираем детально

Мифы о китайской строительной технике: правда или ложь? Разбираем детально

Дата публикации: 08 августа 2019

Строительная техника из Китая на рынке стран СНГ стала появляться еще в 90-е годы. С того времени количество спецтехники росло из года в год, а с ней и мифы, ее касающиеся. Сегодня мы подробно разберем самые популярные и выясним, насколько они правдивы.

Миф 1. «Вся техника из Китая низкого качества»

Почему у людей сложилось такое убеждение? Началось все еще в 90-х годах, которые сейчас считаются временем «дикого рынка». Тогда грузовую и другую технику специального назначения из КНР начали массово ввозить на отечественный рынок. Брали ту, что подешевле – «бэушную» и изготовленную исключительно для внутреннего рынка (не экспортную). Естественно, особых требований к качеству сборки и комплектующим таких машин не предъявлялось, да и нашим климатическим условиям они не были особо приспособлены. В погоне за быстрой прибылью торговые компании, занимающиеся ввозом второсортного товара из Китая, надолго подпортили ему репутацию. У общественности сформировалось устойчивое убеждение «дешево и сердито» в отношении всего китайского производства.

Далее стало происходить следующее… В начале 2000-х интересы строительного бизнеса кардинально изменились. Покупатели перестали гнаться за низкой ценой и начали анализировать статьи эксплуатационных расходов техники и ее производительность. Во внимание принимали стоимость перемещения материалов, цену запчастей и стоимость обслуживания. Нужно ли говорить, что если машину делали для внутреннего использования, то и запчасти для нее производились также для китайского рынка? Стоимость их весьма привлекательная, а вот качество оставляет желать лучшего. Да и ждать такую деталь дольше, ведь ее еще нужно отыскать (если с производства не сняли).

Заводы КНР хорошо умеют адаптироваться к условиям рынка – они предложили миру экспортный вариант той же техники. Цена, правда, немного увеличилась, но эксплуатационные характеристики и уровень комфорта оператора приблизились к европейским стандартам качества. были также учтены особенности нашего климата. Итог – доля китайских самосвалов и фронтальных погрузчиков на рынке стран СНГ к середине 2000-х выросла до 30%.

Для России в этом смысле переломным стал 2007 год - именно в течение него поставки китайской техники в страну выросли в 6 раз!

А дальше был кризис 2009-го, затем – кризис в КНР, ставший следствием перенасыщения на местном рынке жилья. Логично, что упали объемы производства техники и количество экспортных поставок.

Сегодня КНР на мировые рынке поставляет, по разным данным, 10-15% производимой продукции в сфере машиностроения. Если учесть масштабы китайского производства, - речь идет об огромных цифрах.

Экспортная китайская техника проходит тщательную проверку на всех этапах производства , испытывается на прочность и проверяется на соответствие нормам и правилам, установленным европейской экономической комиссией ООН.

Интересный факт:

Корпорация JAC еще на этапе своего создания заявила права на зарубежные рынки. ее название расшифровывается как «Japan/America/China».

Вывод: Первый миф - это всего ли устойчивый стереотип, который сейчас не имеет ничего общего с реальностью.

Миф 2. «В Китае традиций машиностроения нет, технику собирают на «коленке», ведь КНР – аграрная страна»

Это откровенный бред, простите за нелитературное слово. Так, по моему мнению, могут говорить лишь люди, которые не знаю ни истории, ни мировую экономику!

В 90-х годах 19 века Китай начал двигаться в сторону рынка. Уже тогда он имел мощный сектор производства спецтехники, включая строительную, и покрывал в ней все потребности страны с населением больше миллиарда. Знаете ли вы, что FAW- это бывший Первый автомобильный завод КНР, а DongFeng – второй? Оба работали по госзаказу, и что более показательно – по военному заказу, ведь такая консервативная структура как армия неудачную технику закупать не станет. Признаться, полученный опыт в производстве пассажирской, грузовой и строительной техники оказался весьма специфическим, но очень ценным.

Для примера рассмотрим грузовик Донг Фенг модели EQ240. Его фактически скопировали с 375-го Урала, немного доработав. Колесная формула – 6х6, имеет 3 оси, вес – 2,5 тонны, грузоподъемность зависит от назначения – 4,5 тонны груза или 12 человек. Это самый массовый армейский грузовик Китая, который позже усовершенствовали и даже начали экспортировать в Перу. Китайская армия эту машину знает с двигателем Камминз.

Китайские заводы, которые основались в эпоху рынка, такого богатого опыта не имеют. Они придерживались принципа «малых шагов» - они постепенно расширялись, постепенно увеличивали поставки за границу, не претендуя пока войти в ТОП лидеров отрасли. Прошло время, и эти заводы из «середнячков» превратились в крупные экспортные компании.  

Бесспорно, в Китае есть и «безымянные» предприятия, известные лишь на местном рынке. Они ориентированы лишь на внутренний рынок, качество техники сомнительное, цена не высокая. Но в каждом правиле есть исключение. Далеко не все «местные» бренды, не известные у нас, плохи. Подтверждение тому – завод CAMS. В нашей стране техника этой компании мало известна, модельный ряд ее невелик, а цены низкие даже для Китая. При этом машины имеют хорошее качество сборки, и стабильную обеспеченность запасными деталями. Просто у CAMS пока нет необходимости вкладываться в рекламу, принимать участие в специализированных выставках или вкладывать деньги в открытие крупных сервисных центров с большим складом запчастей. Когда это случится – цены на CAMS сразу подтянутся к среднему уровню по отрасли.

Миф 3. Все идеи и технологии китайские производители заимствуют в США, Японии и Европе. Собственных у них нет.

Это утверждение от истины недалеко. Но так ли это плохо, как может показаться на первый взгляд? Психология китайцев такова, что не считают позорным или неприемлемым обучение в любом возрасте. В свое время японцы приезжали в Китай осваивать науку и искусство, теперь полюса сменились, и китайцы ездят в Японию обучаться современным технологиям. Но они четко помнят одну мудрость – всегда приходит тот момент, когда ученик превосходит своего учителя. Подтверждение? Да, пожалуйста – китайская армия, которая считается лучшей в мире.

Машиностроение в этом смысле не исключение. Много моделей строительной и грузоподъемной техники, сделанной на китайских предприятиях, имеют западные прототипы и зарубежные комплектующие (американские, японские, европейские). Речь об элементах гидравлики, двигателях и пр. При этом ценовая разница с брендовым аналогом составляет 10-25% в пользу КНР.

Какие заводы КНР можно считать исключительно китайскими, а какие – нет? Примеры расскажут лучше любых слов.

Технику Mitsuber делают на крупных государственных предприятиях КНР (со всеми вытекающими – контроль качества, технологии, стандарты и т.п.), но разрабатывают ее немцы, а вкладываются в развитие (инвестируют свой капитал) – россияне. При этом маркируется продукция Made in China. А австрийско-китайское предприятие PALFINGER SANY или американо-китайский союз Caterpillar и SEM?

Еще 10-15 лет назад «китайские экскаваторы» у наших строителей вызывали иронию, сейчас на объектах сотни таких машин, и они успешно работают. Огромный шаг в строну технологий сделала компания XCMG, закрепившаяся в ТОП самых успешных предприятий страны. Она изготовила экскаватор, каких сегодня в мире единицы (Kaiser, MrnziMuck) – это шагающая колесная техника сделана на базе своих собственных исследований и разработок.

Миф 4. Китайская дешевая техника скоро обанкротит местных производителей и заполонит мир

Темпы развития Поднебесной и ее производственного и технологического потенциалов происходят огромными темпами. Но даже этот факт наш миф поставит под сомнение. Причин несколько:

1. Китайская экономика, как и любая другая, имеет периоды взлетов и падений. Особенность в том, что финансовые влияния со стороны государства сильно влияют на объем производства техники в этой стране.

Несколько примеров:

Несколько лет назад количество государственных средств, выделяемое на строительство дорог, сократилось. Как следствие – производители дорожно-строительной техники вынуждены были резко снизить объемы производства. Если учесть, что 80% таких специализированных машин делают для внутреннего рынка КНР, а на экспорт – около 20%, то речь идет о внушительных цифрах недопученной прибыли. Такие экономические стрессы сильно «выбивают из колеи» заводы-производители.

Так и строительный кризис в КНР, о котором мы уже выше упоминали. Предложения на рынке жилой недвижимости сильно превышало спрос на нее. В строительстве новых объектов необходимость отпала, как и в строительной технике. Производители последней снизили объемы производства, чтобы избежать затоваривания складов.

2. Китай – гуру по части копирования удачных идей более опытных западных коллег. Однако новую модель техники нужно сначала протестировать на местном рынке, чтобы устранив недочеты, ошибки и усовершенствовав ее, запустить производственную линию для экспорта. В это время другие страны производства не останавливают. Они разрабатывают и представляют свои новинки на мировом рынке, пусть и по более невыгодной для покупателя цене, чем это сделал бы Китай. В результате, к тому моменту, как китайская копия спецтехники готова будет увидеть мир, рынок уже будет насыщен подобным товаром.  

3. Практически все страны сейчас всячески стараются поддерживать местных производителей – отечественные компании получают ряд преференций и льгот, контролируется качество продукции и ее доступность в сравнении с зарубежными альтернативами. В такой ситуации на внутренний рынок пускать сильного конкурента в том объеме, который он хочет, смысла нет. Ведь техника, которая привозится к нам их Китая, ненамного, но все же ниже по цене, чем отечественная. Да и планы у КНР весьма амбициозные – в среднесрочной перспективе местные производители строительной и другой спецтехники планирует «захватить» если не весь мир, то его половину точно. Так считают эксперты Off-Highway Research – консалтинговой компании из Великобритании, пользующейся огромным авторитетом.

Миф 5. Все китайские производители техники, как и их дилеры, работают в полном соответствии с мировыми стандартами

Конечно же, это миф. В любой сфере деятельности есть добросовестные компании и не очень добросовестные. Нельзя всех равнять под одну гребенку.

За последние 2-3 десятка лет качество китайских машин в сегменте грузовиков и строительной техники заметно выросло, но далеко все производители дотягивают до мировых стандартов качества. За счет низкой стоимости и уровня сервиса, о котором заботятся их дилеры, такие модели техники на белорусском рынке выбиваются в топовые позиции. Но работать есть над чем. Основная проблема состоит в поставке запасных частей и комплектующих. Если в столице оригинальные детали для машин производства КНР можно найти без особых трудностей, то в других регионах страны их придется заказывать и ждать поставку. Работая над этой ситуацией, дилеры пытаются открывать новые сервисные центры в областях, и содержать при них склады с комплектующими. За 7-10 лет обеспеченность запчастями в регионах существенно улучшилась.

Опытные водители спецтехники отмечают, что даже при покупке нового грузовика есть неизбежный первоначальный расходник:

1. замена всех жидкостей (в мостах, двигателе и коробке передач), ведь в Поднебесной масло делают не самого лучшего качества. Где гарантия того, что новая машина при заявленном нулевом пробеге до доставки к покупателю не проехала своим ходом несколько тысяч километров.

2. проводку в тех местах, которые больше других подвержены воздействиях внешних факторов, также лучше заменить. Причина та же – качество китайских проводов уступает тем, что сделаны в Америке или Европе.

В заключение отметим, что если белорусская компания покупает технику известной китайской марки, то она вполне может рассчитывать на ее высокое качество и отличные эксплуатационные характеристики, несмотря на низкую стоимость модели в сравнении с ее европейским аналогом.